Как следует из предыдущих статей, важно правильно составить акт осмотра квартиры с выявленными строительными недостатками. Но когда же подписывать акт приема-передачи? Сразу после составления акта осмотра? Или после устранения?
В соответствии с ч.5 ст.8 214-ФЗ, дольщик имеет право не подписывать акт приема-передачи (АПП) объекта долевого строительства до исполнения застройщиком своих обязанностей, указанных в ч.1 ст.7 214-ФЗ. То есть, если в процессе осмотра были выявлены недостатки и между сторонами оговорено их безвозмездное устранение, дольщик имеет полное право не подписывать АПП в день первичного осмотра и сделать это после устранения всех дефектов и повторной приемки квартиры!
Распространенная ситуация — после осмотра квартиры, даже если есть недостатки и тем более, если клиент не знает о своих правах в соответствии с 214-ФЗ, застройщик предлагает подписать акт приема-передачи и параллельно составляет акт осмотра (дефектовочную ведомость и т.п. ). В этом случае, в зависимости от порядочности застройщика, устранение дефектов может не произойти вовсе или затянуться так долго, что дольщик «закроет глаза» и решит все устранить самостоятельно.
В определенных случаях, когда характер выявленных недостатков для дольщика не критичен (например только регулировка окон) и есть намерение быстрее принять квартиру, можно пойти по такому пути и подписать оба документа параллельно.
Другой вариант развития событий — дольщик хочет составить акт осмотра, не подписывая АПП, но застройщик при этом ему отказывает и фактически принуждает подписать акт приема-передачи. Свою позицию он обосновывает тем, что недостатки, найденные при осмотре, не являются существенными и не могут служить основанием для отказа от приемки объекта. Далее в ход идут аргументы, что если дольщик не подпишет АПП, то его подпишет застройщик в одностороннем порядке, ссылаясь на то, что дольщик уклоняется от приемки квартиры. При этом устранять дефекты при подписании АПП настройщик готов, при отказе — соответственно нет.
Естественно, хоть такой сценарий встречается редко, требования застройщика неправомерны (при этом он может даже ссылаться на определенные статьи Жилищного Кодекса...). Такие действия необходимо пресекать и отстаивать свою позицию вплоть до вызова сотрудников ППС, участкового и составления заявления, содержащего информацию о нарушении ваших прав в соответствии с ч.5 ст.8 214-ФЗ.
При этом нельзя не отметить, что встречается (особенно в последнее время) адекватный подход со стороны застройщика на процесс приемки, начиная от корректной реакции на выявленные недостатки и заканчивая юридически правильным оформлением документов, но на всякий случай лучше взять с собой чек-лист приемки.